Содержание
Что такое гештальтпсихология
Стоит обозначить, что такое гештальт – это целостное восприятие окружающего мира. С немецкого «гештальт» переводится как «форма» или же «фигура». Это тот навык человеческого мозга, который позволяет видеть единым объект, состоящий из большого количества элементов. Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка в начале прошлого столетия, а именно в 1912 году, открыли новое направление в психологии, которое назвали Gestalt psychology.
Гештальт является достаточно значимым в психологии, он представляет собой изучение целостного восприятия человеком объектов, которые его окружают.
Принципы гештальтпсихологии заключаются в ряде факторов:
— схожесть подразумевается, что стимулы, которые похожи друг на друга, будут и восприниматься объединённо;
— близость основывается на маленьком расстоянии между стимулами;
— целостность, которая образуется восприятием;
— замкнутость, способствующая восприятию стимулов в цельном виде;
— смежность, отражающая сходство стимулов во временном и пространственном аспектах;
— общая зона, то есть привычное для человека восприятие, основывающееся на предыдущем опыте.
Школа гештальтпсихологии
Представители гештальтпсихологии: основоположник Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин, Карл Дункер, Фредерик Перлз.
Берлинская школа гештальтпсихологии сыграла важнейшую роль в формировании гештальтпсихологии.
Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии
Макса Вертгеймера – основатель гештальтпсихологии, так как именно с его исследований началась история и теория данного подхода. В 1912 году он опубликовал труд «Экспериментальные исследования восприятия движения», где описал ряд проведённых исследований.
Используя определённые приборы, он наблюдал за изменяющимся восприятием происходящего у испытуемых. К примеру, он с разной скоростью подавал испытуемым два раздражителя, две линии, а в зависимости от промежутка времени, который был между данными раздражителями, формировалась разная реакция на них. Испытуемые могли воспринимать линии как единое целое, могли рассматривать их как последовательно идущие друг за другом, а могли видеть передвигающуюся в пространстве линию.
Данный феномен был назван фи-феноменом и опровергал теорию о том, что ощущения обязательно складываются в единую картину восприятия, то есть то, как человек видит мир, это не всегда сумма различных ощущений, которые он испытывает. Основные положения гештальта основываются на данных вводных.
Курт Коффка и исследования восприятия у детей
Курт Коффка также оказал большое влияние на то, как развивалась гештальтпсихология, он излагал основы данного подхода, в том числе конкретизируя его предмет.
Он проводил исследования, связанные с восприятием детьми окружающего мира. Коффка предоставил данные о том, что младенец воспринимает образ коммуницирующего с ним человека очень смутно, отталкиваясь от большого количества его элементов, будь то причёска, голос или лицо. И при изменении даже одной из составляющих, к примеру, причёски, ребёнок уже может не узнать этого человека. Однако к окончанию первого полугодия своей жизни, ребёнок уже начинает иначе воспринимать окружающих людей, более чётко формируя их образ. Например, ребёнок начинает воспринимать отдельными гештальтами элементы лица человека, запоминая его глаза, рот, нос и т.д.
Курт Коффка также определил, как дети воспринимают цвета. Они видят окружающую обстановку, деля её элементы на окрашенные и неокрашенные. Первые воспринимаются как основные фигуры, а вторые как фон. Позже ребёнок начинает делить окрашенное на тёплое и холодное, формируя ряд наборов «фигура-фон». Постепенно гештальт, с помощью которого изначально воспринималась реальность, превращается в больший список гештальтов, которые отличают различные элементы окружения.
По мнению Коффки важным является соотношение фигуры и фона, именно это сильно влияет на развитие восприятия. «Трансдукция», термин который был введён Куртом Коффкой, свидетельствует о том, что восприятие детьми формируется не на основе самих цветов, а скорее их отношения.
Исследования Вольфганга Келлера
Вольфганг Келлер значительно повлиял на развитие гештальтпсихологии. Он ввёл термин изоморфизм, который отражает равенство различных форм в полях (физическом, феноменальном, физиологическом).
Он проводил исследования на обезьянах и пришёл к выводу о том, что решение задачи может осуществляться двумя путями. В первом случае это анализ проведённых проб и ошибок, а во втором – внезапное осознание правильно вариант действий.
На основе своих опытов он сделал вывод о том, что обычно применяется второй подход, то есть происходит анализ сложившейся ситуации и незамедлительное появление способа решения.
Келлер определил, что объекты и предметы, которые никак не связаны между собой, но при этом находятся в одном и том же поле восприятия, постепенно составляют собой объединённую структуру, с помощью которой получается справиться с выполнением требуемой задачи. Это виденье происходит мгновенно, и Келлер назвал его инсайтом. Это озарение, которое случается внутри разума, и влечёт молниеносное нахождения выхода из возникшей ситуации.
Дабы доказать на деле проведённые исследования, Келлер повторил свои эксперименты на детях. К примеру, если ребёнку требовалось достать из шкафа какой-либо предмет, то дети подключали иные предметы, расположенные в поле их зрения, в гештальт со шкафом вступали такие предметы как стул или лестница.
Теория психологического поля Курта Левина
Восприятие изучаемого предмета бывает разным в гештальтпсихологии. К примеру, Курт Левин занимался не только гештальтом, но и проблемами личности, а также её целями.
Он ввёл теорию психологического поля, суть которой заключалась в объяснении человеческого поведения. Это некая психологическая система, которая основывается на концепции силового поля, чтобы объяснить поведение индивида с точки зрения влияния на него поля общественного воздействия.
Левин считал, что потребность стоит во главе любых человеческих действий, поэтому изучал потребности, волю, мышление, память и другие аспекты человеческого разума.
Идеи, законы, принципы
Стоит далее обозначить основные идеи, законы и принципы гештальта, которые отображают основные понятия. Гештальт включает в себя несколько идей и законов, а также некоторые принципы.
Ключевые идеи гештальтпсихологии
Общая характеристика отражается идеями, присущими гештальтпсихологии. К основным идеям гештальтпсихологии можно отнести следующие: гештальт (единица сознания), предмет гештальтпсихологии (сознание, которое рассматривается с целостной точки зрения), метод познания (наблюдение за своим восприятием и дальнейшее его описание), зрительное восприятие (важный психический процесс, от которого зависит показатель развитости психики), а также мышление (решение поставленных задач с помощью инсайта).
Законы гештальтпсихологии
Законы, которые являются основными для гештальта:
- Закон транспозиции, который говорит о том, что реакция психики вызывается не конкретными отдельно взятыми раздражителями, а их соотношением.
- Закон фона и фигуры, по которому фигуры воспринимаются единым целым, а фон является бесконечно простирающимся за фигурой.
- Закон константности, свидетельствующий о том, что абсолютно всё направлено на постоянство.
- Закон близости, на основе которого элементы, которые являются смежными в пространственном и временном аспектах, соединяются в единый образ.
- Закон замыкания, на основе которого мозг, видя что-то, не поддающееся понимаю, всеми силами старается приблизить восприятие этого стимула к чему-то другому, что ему уже знакомо. Теоретически это может быть даже опасно, так как наблюдаться будет не то, что есть на самом деле.
Принципы гештальта
Принципы гештальта следующие: близость (единое восприятие всего, находящегося поблизости), схожесть (совместное восприятие похожих по разным факторам объектов), целостность (процесс упрощения в восприятии), замкнутость (создание формы для фигуры), смежность (приближение стимулов на основании пространственных и временных факторов), а также общая зона (наше регулярное поведение основывается на принципах гештальта, отталкиваясь от накопленного опыта). Гештальт обозначает данные принципы основополагающими.
Гештальт качество
Х. Эренфелъс ввёл в психологию понятие «гештальт-качество». Данный термин отображает целостные «гештальтные» составляющий определённых образований сознания. Гештальт-качество воспринималось как составляющая восприятия, которая стоит наряду с иными ощущениями.
Константы восприятия
В гештальте выделяют три основных константы. Во-первых, это размер, который является неизменным, вне зависимости от того, меняется ли его местоположение на глазной сетчатке. Во-вторых, это форма, которая перманентно является постоянной. В-третьих, это яркость, которая не меняется, даже если вокруг предмета меняются условия освещения.
Фигура и фон
Датский психолог Эдгар Рубин определил закон, отображающий суть фигуры и фона, который заключается в том, фигура воспринимается как замкнутое целое, а фоном является всё то, что находится позади фигуры и при этом непрерывно. Если рассматривать гештальт, то картинки, на которых будет демонстрироваться фигура и фон, будут иметь линию, которая и будет отделять фигуру от фона, но при этом как бы быть частью обоих элементов. Данная линия проявляет границы объекта, очерчивая его.
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия олицетворяет собой принцип «здесь и сейчас». Данный подход стремится помочь человеку обрести более комфортную и насыщенную жизнь, поняв зависимость мыслей, тела, чувств, после чего начать жить в настоящем моменте. Гештальт-терапию можно обозначить как терапию контакта, так как здесь человек является субъектом, отношения которого с окружающим миром рассматриваются.
Незавершенный гештальт
Незавершённым гештальтом называют те планы и мысли, которые человек захотел исполнить, но так и не сделал этого.
Он успел открыть некий гештальт, обнаружить на его основе чувства и эмоции, но так и не испытал их. Это приводит к нервозности и напряжению в голове, так как данный вопрос остаётся важным для человека, и он хочет испытать обещанные реализацией этого гештальта чувства.
Чем опасны незакрытые гештальты
Незакрытый гештальт опасен тем, что человек не готов двигаться дальше, его гложет это чувства, что он не довёл дело до конца. Из-за этого может возникать раздражительность, он опускает руки, абстрагируется от реальности и чувствует безвыходность своего положения. Всё это по итогу приводит к плачевным последствиям для этого человека.
Незавершенные гештальты в отношениях
С точки зрения отношений незакрытый гештальт будет оказывать огромное влияние на дальнейшую жизнь человека. Если он не проработал предыдущие отношения, не важно, с женой, мужем, девушкой, парнем, то он не сможет полноценно вступить в новые взаимоотношения.
Во-первых, предыдущие отношения не будут отпускать человека, и это будет мешать построению нового контакта.
Во-вторых, он не извлечёт опыт из тех ошибок, которые были допущены. Если же данный гештальт закрыть, то у человека будет возможность построить новые и более качественные, гармоничные отношения, позвав определённые жизненные уроки.
Как закрыть гештальт
Чтобы суметь закрыть гештальт, требуется направить его в зону своего контроля, то есть создать те условия, в которых человек сможет оказывать на него влияние. Ведь на данный момент гештальт потому и остаётся не закрытым, что недоступен власти человека. Нужно создать условия, в которых человек будет обладать возможностью проработать данный вопрос.
Техника гештальт терапии
Гештальт обладает рядом техник, которые используются в его практике. К ним можно отнести: расширение осознавания, интеграция противоположных, особый акцент на чувствах, проработка мечты и фантазий, готовность взять ответственность, а также преодоление существующего сопротивления.
Гештальт-терапия акцентирует внимание на настоящем, на той реальности, которая окружает человека, проблемы прорабатываются в области социальной жизни человека, что даёт возможность использовать принципы данного подхода в большом количестве возникающих человеческих ситуаций.
Гештальт упражнения
В гештальт-терапии существует множество упражнений, которые позволяют достичь цели, которая была поставлена при осуществлении терапии. Это методы, которые помогают справиться с возникшей ситуацией.
Упражнение присутствие
Во-первых, это упражнение «Присутствие». Потребуется сесть друг напротив друга с закрытыми глазами, после чего прочувствовать ощущения, которые возникли в теле. Оценить позу, выражение лица, если сознание захочет изменить их, то нужно сделать это. Нужно быть таким, каким человеку хочется быть, миг за мигом продолжать это ощущение, видеть свою личность. После чего нужно открыть глаза, но не менять положения тела и не отвлекаться мысленно. Не меняя других ощущений, нужно расслабить глаза.
Нужно достичь полной расслабленности тела, после чего мозг «замолчит» и потребуется сконцентрироваться на одном чувстве – «я здесь». Нужно постараться перенести внимание с «я» на «здесь» и мысленно из раза в раз озвучивать «я – здесь». Делать это нужно в то же время со вздохами, выдохами и паузами. Всё это время ничего больше делать нельзя.
Упражнение ощущение ты
Во-вторых, это упражнение «ощущение «ты». В данном случае также требуется сесть друг напротив друга, глаза держать закрытыми и принять наиболее удобную позицию, достичь наиболее благоприятного состояния. Когда будет получено абсолютное умиротворение, потребуется открыть глаза, всё ещё концентрируюсь на расслаблении и комфорте, сделать акцент на предполагаемом диалоге, который нельзя назвать ни словесным, ни несловесным.
Нужно настолько, насколько это вообще возможно сконцентрироваться на сидящем напротив человеке. Нужно абсолютно забыть о себе и думать только об этом человеке, прочувствовать его существо, понять, что он реален, что он человек, что он такой же организм, который тоже смотрит прямо сейчас на человека.
Упражнение я ты
В-третьих, следует упражнение «Я/Ты». Теперь оба человека, продолжая сидеть в комфортной позе, держа глаза открытыми, выдерживая молчание, начинают делать акцент на обоих чувствах – «Я» и «Ты». При этом им нужно ощутить вокруг себя бесконечность, прочувствовать её. Постепенно должны появляться ощущения присутствия в себе, в другом, в космической глубине.
Чувство бесконечности, которое начинает испытывать человек, будет помогать поддерживать его состояние, то есть поддерживать расслабление, отдыхающий рассудок. В отдельных случаях может быть полезно озвучить несколько слов, их нужно говорить буквально неслышно: «Я – Ты – Бесконечность».
Полезное видео